Статья из раздела: РАБОТА С ЛОШАДЬЮ ПОД СЕДЛОМ

Размышления о природе Стоп-крана и боковых сгибаний

Copyright © RideWest.Ru
Автор: Екатерина Ломейко (Sara)

Из переписки:

- Катько, буду тебя терзать Стоп-кранами. С шага и рыси, я понимаю. А с галопа? Плечи ни? Не отрываются? Просто это довольно стремно выглядит вживую... Хотя Наташка с Круглой, когда на Эквиросе показывали, Круж останавливалась быстро, но как-то... плавно, что ли? И на плечи, ТТТ, сроду не жаловалась. В общем, ты ковбой, ты и объясняй

- Женьк, конечно плавно. Никто ж не дергает повод резко со всей дури! Точнее, мож, кто-то и дергает, но точно не Наташка

На самом деле, вопрос многих интересует, меня тоже интересовал. Напишу мое ИМХО по этому поводу. Думаю, будет интересно всем, кого волнует этот вопрос (хотя будет занудно - ну уж сорри )

Для того, чтобы не быть голословной, возьмем книжку "Хромота лошади", автор Дж.Руни. Там перечислены следующие возможные причины плечевой хромоты:

  1. Атрофия мышц плеча. "Возникает при повреждении предлопаточного нерва, который, собственно, отвечает за работу предостной и заостной мышц, поддерживающих в правильном положении плечевой сустав. Причина повреждения - неожиданное движение плеча назад при вытянутой вперед конечности". Т.е., например, проскальзывание ноги при подъеме в гору на скользком грунте. К "стоп-крану" отношения не имеет.
  2. Бурсит двуглавой мышцы плеча. "Острое воспаление бурсы двуглавой мышцы, возникающее, наоборот, при проскальзывании подставленной и отведенной назад ноги - во время сгибания плечевого сустава и локтя, в аналогичных обстоятельствах, что и в п. 1", только нога проскальзывает в другой фазе движения. Это тоже не про "стоп-кран".
  3. Паралич лучевого нерва. "Лучевой нерв повреждается, когда нога проскальзывает вперед - т.е. плечевой сустав слишком разогнут". Результат я один раз видела - конь под всадником на скользком грунте встал на свечку, а когда опускался - нога проскользила вперед. С тех пор конь ходил на трех ногах, четвертую просто волочил за собой. Зрелище печальное. В упомянутой мною книжке так же написано, что в настоящее время такая травма распространена у молодых лошадей, если они играют и бегают на скользком или снежном грунте и резко тормозят, изображая т.н. "скользящую остановку". Опять никакого отношения к "стоп-крану".
  4. Перелом плечевой кости. "Один из наиболее обычных переломов длинных костей у лошадей. Появляются в результате сильного скручивающего воздействия на кость. Большинство переломов плечевой кости происходит из-за того, что лошадь на небольшой (???) скорости неправильно ставит ногу." (не знаю, имелась ли в виду действительно небольшая скорость, или это ошибка, и переводчик хотел написать "большая" - не важно. Полагаю, что на большой скорости проблема еще сильней может выражаться, но и на шагу, как всем известно, нельзя резко крутить лошадь в сторону - прим. автора). "Нога слишком сильно подставляется под корпус либо, чаще, слишком далеко отставляется в сторону. В обоих случаях на кость воздействуют большие скручивающие силы, и может произойти перелом. Хотя некоторые лошади ломают плечевую кость, просто бегая по полю, у большинства такой перелом происходит, когда на них ездят. Всадник заставляет животное делать очень неожиданный, крутой поворот, и лошадь, чтобы сохранить равновесие, отставляет ногу далеко в сторону. Лошадь можно научить делать такие крутые повороты, но ее нужно именно учить, а не просто дергать в сторону, когда захочет всадник."

Вот эта, четвертая, травма наиболее похожа на то, что вызывает опасения всех разумных конников, прочитавших про "стоп-кран". Повторю то, что подчеркнула в цитате из книжки: НИКОГДА, ни при каких обстоятельствах не пытайтесь затормозить таким образом лошадь, предварительно не обученную боковым сгибаниям!


обучение с земли
Максимум, что можно сделать - это попробовать аккуратно завернуть на плавный вольт, хотя, если лошадь реально плохо гнется, и вольты чреваты - проверено на собственной ключице (к счастью, не на лошадином плече). Не знаю, что делать с такой лошадью, наверное, ждать, пока сама набегается, и молиться.

Чем от вышеописанного резкого и неожиданного поворота отличается правильный стоп-кран? Тем, что:

  1. Это НЕ команда к повороту, и она должна даваться таким образом, чтобы лошадь ее не путала с командой к повороту. Повод при "стоп-кране" натягивается к бедру, т.е. не в сторону, а к себе. У лошади просто нет ни причин, ни возможности выставить далеко в сторону переднюю ногу, потому что ее голова гнется к лопатке (если представить это движение, то, ИМХО, понятно, что отставлять ногу в сторону просто некуда. Поворот не подразумевается ни поводом, ни корпусом, ни шенкелем - всадник должен сидеть как при остановке - ровно и расслабленно, причем, сначала дать команду к остановке корпусом, потом уже поводом (если еще понадобится).
  2. В процессе обучения лошадь учится гнуться в боку и следовать всеми ногами по дуге, т.е. ноги всегда находятся под корпусом (см. статью "Боковые сгибания" на шагу), и лошадь учится делать ровный круг. На быстрых аллюрах, понятно, что будет инерция, но при этом либо лошадь сделает поворот на переду, либо правильный поворот. Как на этом РОЛИКЕ.

боковые сгибания на шагу

обучение под верхом

А самое главное даже не это. Есть ошибочное мнение, что "стоп-кран" - это верный способ быстро остановить потащившую лошадь. Это не совсем так. В реальности "стоп-кран" - это способ сделать так, чтобы лошадь не таскала вообще. Как говорит один очень известный тренер: "Не бывает тугоуздых лошадей, бывают лошади, дубовые в боку". Полностью согласна. Как выглядит таскающая лошадь? Каменная шея, зажатые мышцы, в руках ощущение, что повод привязан к паровозу. Лошадь, обученная боковым сгибаниям, возвращается из этого состояния, когда она только-только начала о нем задумываться. Естественно, в этом большая задача для всадника - заметить этот момент. Потому что, когда лошадь уже несется, сломя голову, куда глаза глядят - поздно.

Скажу честно - ни разу не тормозила свою лошадь с быстрого полевого галопа именно стоп-краном. Мне, во-первых, было бы стремно. Во-вторых, ни разу не было нужно. Потому что, даже если она по ходу от чего-то там завелась - достаточно немного отозвать одним поводом, как она возвращается мыслями ко мне и притормаживает. И тогда уже ее легко можно перевести в шаг и погнуть (эффективнее всего на шагу), пока она окончательно не расслабится. Ситуации бывают разные - либо увидела что-то необычное и раздумывает - не стартануть ли, либо пытается обогнать других лошадей в смене, либо прет к дому - работает одинаково.

А вот с "игрушек" по молодости лет - тормозила, да. И когда с козлопуками за жеребенком подрывалась или стартовала от хрустнувшей под ногой ветки, и когда спиной начинала играть на галопе - было дело. Поначалу на автомате за обе веревки хваталась (к счастью, еще на недоуздке), но потом привыкла. Очень быстро научилась ловить "на взлете". На уздечке уже таких вопросов не возникало вообще. Чему я очень рада, потому что чем меньше тянешь и дергаешь молодую лошадь за рот, тем больше у нее причин доверять железу и искать контакт с ним.

Хочу еще раз повторить: "стоп-кран" - это не резкое сворачивание головы лошади на бок. Обученная лошадь делает это САМА, от намека поводом. Если не делает от намека - повод набирается плавно, но держится до тех пор, пока лошадь не уступит и не согнется больше, чем предлагает повод. Только тогда можно говорить о расслаблении мышц. Причем, когда расслабляется шея, перестают зажиматься и все остальные мышцы, в итоге и от "тугоуздости" и даже от "тугонедоуздости" ничего не остается.


остановка с шага

Еще вспомнила давнишнюю тему на одном из конных форумов, где было высказано мнение, что лошадь так хорошо тормозится стоп-краном, потому что у нее появляется страх потерять равновесие. Думаю, это не так. Или не совсем так. Дело в том, что при заездке любая лошадь, обнаружив на спине дополнительный вес, сосредоточенный к тому же более-менее в одном месте на спине, так или иначе боится потерять равновесие. Сначала она часто вообще боится сделать хоть один шаг. Потом боится бегать рысью, галопом, поворачивать. Часто из-за этого молодые лошади очень торопятся, потому что чем быстрее бежишь, тем устойчивее равновесие (представьте велосипед).

Тем не менее, со временем и тренировками лошадь понимает, как нужно нести себя и всадника, чтобы это самое равновесие сохранять. Примерно то же самое происходит со "стоп-краном". Изначально он разучивается из положения "стой", и лошадь уже в этом положении понимает, что если стоять ровно на четырех ногах, то равновесие никуда не уйдет от того, что она согнет шею. То же самое потом происходит в движении. Тем более, что, повторюсь - задача в том, чтобы лошадь это сделала САМА в ответ на предложение всадника. Представляю это себе так: если я быстро бегу, и меня кто-то толкает в сторону - я упаду. Если я бегу, и меня кто-то попросит принять в сторону - я подвинусь и никакого равновесия не потеряю.

Ну и в заключение: работа с боковыми сгибаниями - это не "научил и забыл". Это довольно долгое и нудное постепенное обучение и периодическое повторение. Но, ИМХО, оно того стОит если кому-то интересно иметь гибкую и податливую лошадь, а не деревяшку с каменным ртом

ДО знакомства с боковыми сгибаниями

После одного занятия

Перепечатка материала полностью или частично без разрешения запрещена.

← В раздел | Вверх ↑

Design © Bestya - 2008 - Make-up © Натали Б.
SpyLOG HotLog META - Украина. Украинская поисковая система кониТОП Лошади и конный спорт