Статья из раздела: РАБОТА С ЛОШАДЬЮ ПОД СЕДЛОМ

Cutting & reining trainer, Larry Trocha
Как научить лошадь делать скользящие остановки длиннее

Взгляд профессионала на то, как подготовить лошадь к длинным скользящим остановкам


Copyright © 2004 Larry Trocha
Автор: Larry Trocha Перевод: Olmek

Для начала обращу ваше внимание на то, что ваша лошадь уже должна выполнять остановки с медленного галопа. Когда вы говорите Whoa, она немедленно остановится на следующем же темпе и проедет задом пару футов. Теперь пришло время для удлинения скольжения.

Larry Trocha и Open Champion, Nap O Lena Если ваша лошадь еще не выполняет простые остановки, как описано выше, она не готова к переходу на следующий уровень. Для начала вам нужно отработать основные команды – заложить основу.

Существует несколько факторов, влияющих на длину скольжения лошади:

  • Естественные способности лошади и желание остановиться.
  • Поверхность, на которой лошадь будет останавливаться.
  • То, как подкована лошадь.
  • Скорость лошади в момент команды к остановке.
  • То, как всадник командует остановку (как работает поводом, корпусом и т.д.)

Я рассмотрю каждый фактор отдельно и покажу эффект, который он оказывает на скольжение лошади.

Для начала давайте проясним: на хорошей поверхности любая лошадь может сделать хорошую скользящую остановку длиной в пару футов. Но совершенно другая история с лошадьми, которые скользят 15-20 футов. Если вы хотите добиться такой остановки, вам нужна лошадь, которая хочет, а главное – может останавливаться так.

Вы не добьетесь желаемого со средненькой лошадью.  И если вы попытаетесь заставить скользить дольше лошадь, не способную к этому, ваши тренировки станут слишком жесткими и напряженными.

Как узнать, имеет ли ваша лошадь способности к хорошей остановке? Если было сравнительно просто обучить ее правильно останавливаться на рыси и медленном галопе, есть шанс, что у вас не будет особых проблем при усложнении требований к остановке. (Конечно при условии, что вы усложняете задания постепенно, а ваша лошадь физически готова выносить такие нагрузки).

С другой стороны, если лошадь трудно остановить с рыси или медленного галопа, вам будет гораздо труднее остановить при возросшей скорости. Лично я не думаю, что вам и вашей лошади стоит даже и пробовать это.

Давайте поговорим о том, как грунт влияет на скольжение лошади. Я никогда не перестаю удивляться тому,  что нормальные образованные люди никак не поймут, что длинная скользящая остановка не может быть выполнена на плохом грунте. Чтобы прояснить ситуацию опишу идеальный «скользящий» грунт. Хороший грунт для скользящей остановки должен иметь твердую, утрамбованную основу, переходящую в верхних 2-3 дюймах в мягкую рыхлую поверхность.

Преимущества такого грунта очевидны. Утрамбованная основа дает лошади некую гладкую поверхность для скольжения. Без этого копыта лошади просто вкопаются в грунт так глубоко, что она уже не сможет дольше скользить. Основание также должно быть гладким. Если на нем будут какие-то неровности, нога лошади обязательно зацепится за нее. И это в лучшем случае укоротит сложение, а в худшем приведет к травме.

Очень важно, чтобы верхняя часть грунта была мягкой и рыхлой. И вот почему. Эта поверхность нужна для того, чтобы, наступая на землю копытом, лошадь не «ударялась» о жесткий грунт. Без этой мягкой «подушки» не будет гаситься сила удара, и опять же лошадь травмируется.

Еще одна причина, по которой верхний слой делают рыхлым: лошадь легко «вспашет» ее копытами во время скользящей остановки. Если верхний слой будет слишком глубоким или плотным, это сильно затруднит лошади скольжение. Лошадь должна быть невероятно сильной, чтобы поддерживать скольжение по глубокому плотному грунту. Вот вам совет, как улучшить грунт для скольжения. Добавьте рисовую шелуху или опилки в песок. Это сделает грунт рыхлым и легким.

То, как подкованы задние ноги лошади, также оказывают большое влияние на качество скользящей остановки. Для этого нужны специальные подковы – слайдеры. Это гладкие и плоские подковы, шириной от одного до полутора дюймов. Чем шире подкова, тем меньше трение (сопротивление) о землю, а соответственно скользящая остановка получается длиннее. Однако и тут есть пределы. Я предпочитаю подковы не шире дюйма.

Также для уменьшения сопротивления зацепная часть подковы сделана слегка изогнутой вверх, как кончики лыж. Это не дает зацепу врезаться в грунт при скольжении. От зацепной части подкова идет совершенно прямо, чтобы земля беспрепятственно выходила через пяточную часть.

Ветки подковы должны идти прямо до самой пятки лошади, но не дальше. Также копыта лошади должны быть расчищены таким образом, чтобы зацеп был немного длиннее, а пятка немного короче нормы. (В норме угол копыта равен углу бабки).

Это создает большую площадь поверхности и делает скольжение более эффективным. Но не переборщите с этим! Угол должен быть таким, чтобы не было опасности того, что лошадь будет цепляться зацепом о грунт при движении. Иначе это может привести к травме.

Если копыта расчищены так, что пятки слишком высокие, у лошади при скольжении будут слишком большие нагрузки на суставы и сухожилья.

Лошади с прямым поставом задних ног, зацепы которых смотрят вперед, намного проще делать длинную скользящую остановку. Ее задние ноги будут оставаться параллельными при скольжении, а копыта оставят в грунте четкие две единицы. Если же у лошади небольшой размет и зацепы смотрят в стороны, ей будет трудно сделать скользящую остановку такой же длинной.

Из-за того, что зацепы смотрят наружу, задние ноги при скольжении начнут разъезжаться в стороны. Чем длиннее остановка, тем больше разойдутся ноги, и лошадь прекратит скольжениее, чтобы вернуться в нормальное положение.

Такая лошадь оставит после себя не две единицы, а галочку “V”. Это можно исправить, слегка повернув подкову, так чтобы ее зацепная часть смотрела строго вперед. Иногда помогает просто убрать чуть больше зацепа снаружи.

Скорость, с которой лошадь двигается до того, как вы дадите команду к остановке, также сильно влияет на длину скольжения. Другими словами, если лошадь скачет не очень быстро, она не проедет далеко. К примеру, вы скачете вдоль длинной стенки манежа и командуете остановку на 3/4 пути. Очень важно сначала скакать по этой прямой медленно. После этого начинайте постепенно наращивать скорость до того места, где вы скомандуете остановку. Не нужно скакать медленно, лишь перед самой остановкой высылая лошадь быстрее.

Постепенно означает небольшое увеличение скорости с каждым темпом галопа. Очень важно командовать остановку только тогда, когда лошадь ускоряется. Почему? Потому что когда лошадь ускоряется, плечи ее больше подняты, а задние ноги больше подведены под корпус, а это является также обязательными условиями и для скользящей остановки.

Вместе с этим следите за тем, чтобы ускорение не было слишком большим, иначе скорость на выбранной вами точке торможения может оказаться слишком высокой. Лошадь в таком случае может просто не остановиться. У каждой лошади есть своя оптимальная скорость, на которой она все еще будет способна остановиться.

Если вы превысите эту оптимальную скорость, лошадь сосредоточится на беге и забудет об остановке. А может быть она просто не будет достаточно подготовленной физически, чтобы выдержать остановку на такой скорости и не станет даже пытаться. Нужно внимательно наблюдать, на какой максимальной скорости ваша лошадь сможет остановиться.

Еще одно. Не просите лошадь останавливаться на высокой скорости очень часто. Иначе это может просто ей недоесть. И никогда не забывайте надевать на ноги защитную обувь, чтобы лошадь не поранилась.

Очень часто всадники наращивают скорость очень быстро, а потом начинают тормозить при приближении к точке остановки. Они командуют остановку в тот момент, когда лошадь замедляется. В результате этого скользящая остановка получится неправильной. Также очень важно, чтобы лошадь двигалась абсолютно прямо, когда вы выезжаете на скольжение.

Тело лошади должно быть прямым от носа до хвоста. Если же лошадь двигается не прямолинейно, она потеряет равновесие при остановке. Если лошадь скачет зиг-загом или отклоняется в сторону по большому радиусу, остановка будет испорчена.

То, как вы командуете лошади остановку также очень важно. Правильная работа поводом, хорошая посадка и вовремя поданная команда помогут лошади сделать длинную скользящую остановку. Прежде чем я расскажу о том как надо командовать остановку, я упомяну о том, как НЕ надо этого делать. Очень многие всадники считают, что чем сильнее они тянут повод, тем длиннее будет скольжение. Ничего подобного! На самом деле это только укорачивает скольжение.

Почему? Потому что сильное действие повода побуждает лошадь к резким движениям, она вкапывается в землю. Напряженная лошадь не будет скользить долго. А самое худшее в этой ситуации, что лошадь просто не может поддерживать баланс, нужный для длинного скольжения, когда всадник тянет за повод.

ОК, теперь вы знаете, что нельзя делать. А сейчас давайте поговорим, о том, что нужно делать. При обучении своих рейнеров я использую две разные техники работы поводом. И хотя эти методы разные, принципы, по которым они работают похожи.

Зачем использовать разные способы? Потому что разные лошади реагируют по-разному! Я работаю с каждой лошадью тем методом, который наиболее понятен для нее. Давайте-ка я коротко расскажу о каждом из способов действия поводом. А потом я остановлюсь на них подробнее.

Универсальный способ остановить лошадь – просто сказать Whoa, отпустить поводья, сесть в седло… и позволить ей скользить. Эта техника чаще всего дает длинное скольжение. Почему? Потому что вы не вмешиваетесь в процесс.

Когда лошадь не чувствует давление на рот, она будет скользить так далеко, как сможет. Единственная проблема в использовании этой техники: ваша лошадь должна на самом деле хотеть остановиться! Будет довольно трудно остановить лошадь таким способом, если она этого не хочет.

Вторая методика, которую я использую: сказать Whoa, набрать повод до легкого контакта, сесть глубже в седло и скользить. Очень важно чтобы давление повода было легким, фунт-два. Также важно не тянуть повод. Как только давление приложится и появится легкий контакт, тут же зафиксируйте руку, чтобы она не уехала ни вперед, ни назад.

Этот метод хорошо работает с лошадьми, которые не горят желанием останавливаться. Обратная сторона этой техники заключается в том, что обычно лошади не начнут скользить долго до тех пор, пока вы не научитесь набирать повод до очень легкого контакта. Также если вы тянете повод, вместо того, чтобы зафиксировать руку, лошадь в ответ будет упираться в него, а соответственно перенесет вес на передние ноги.

А вот метод, которым я пользуюсь при обучении большинства лошадей. На галопе я говорю Whoa, а через секунду набираю повод и фиксирую руку. Лошадь начинает останавливаться. Я фиксирую руку только на долю секунды, а потом ослаблю повод. Лошадь же продолжает скользить.

Если во время скольжения я почувствую, что лошадь снова начнет двигаться вместо остановки, я опять наберу повод и зафиксирую руку. А потом снова ослаблю повод. Этот процесс фиксации-ослабления я повторяю на протяжении всего скольжения до полной остановки. Также нужно отметить, что когда я ослабляю повод – это не значит, что он провисает до пола. Всего на дюйм или два.

Давайте я шаг за шагом объясню, почему эта последовательность команд работает так хорошо. После того как я скажу Whoa, я даю лошади секунду на то, чтобы она остановилась сама, до того как я наберу повод. Это дает ей возможность начать скольжение более мягко и плавно. Если я наберу повод одновременно с командой голосом, это может побудить лошадь врыться задними ногами в грунт слишком глубоко для длинного скольжения.

Когда лошадь начала останавливаться, я коротко и очень легко набираю повод, чтобы напомнить ей, что она должна именно остановиться. И тут же ослабляю повод. Ослабление повода дает лошади знать, что она может скользить столько, сколько захочет. Если же не ослаблять повод, остановка будет слишком глубокой и более напряженной.

Кроме этого лошадь может лечь в повод или начать сопротивляться. Если лошадь начнет «выходить» из скольжения, я снова на мгновение наберу повод, зафиксирую руку, а потом опять отпущу его. На протяжении скользящей остановки, я не буду фиксировать повод до тех пор, пока лошадь не начнет выходить из скольжения. Так как 20-футовая скользящая остановка занимает всего несколько секунд, эти движения фиксировать-ослабить происходят очень быстро. Нужно быть очень внимательным и чувствовать верный момент.

Есть еще один элемент, влияющий на скольжение, о котором я хотел бы поговорить – ваше тело. Когда вы галопируете по арене, вы используете корпус для того, чтобы создавать энергию и поддерживать движение лошади вперед. Когда вы хотите, чтобы лошадь остановилась, ваше тело должно убрать энергию. Другими словами, вам нужно совершенно перестать «ехать» и расслабленно сесть глубже в седло.

Пусть ваша спина, плечи и поясница расслабятся. Это основная команда к остановке, на которую лошадь инстинктивно ответит. Но обязательно продолжайте «ехать» до того, пока не скажете Whoa, иначе лошадь начнет притормаживать до этого и остановка испортится. Помощь тела очень важна и ваша лошадь никогда не остановится так хорошо, как может до тех пор, пока вы не начнете управлять своим телом правильно.

Может быть, я все тут усложнил и сделал трудным на первый взгляд. Но вы можете это сделать! Просто потребуется концентрация и практика. Если у вас не получится сразу, не нужно расстраиваться.

Расслабьтесь, запаситесь терпением, и все у вас получится!

Эти видео расскажут о моей технике остановки подробнее:

Статья и фото опубликованы с разрешения Larry Trocha. Перепечатка полностью или частично без разрешения запрещена. Чтобы приобрести видео о тренинге вестерн-лошади, зайдите вот сюда: http://horsetrainingvideos.com (доставляют кассеты в Россию быстро и недорого - проверено!).

← В раздел | Вверх ↑

Design © Bestya - 2008 - Make-up © Натали Б.
SpyLOG HotLog META - Украина. Украинская поисковая система кониТОП Лошади и конный спорт