Статья из раздела: АМУНИЦИЯ

Вскрытие покажет

Автор: Смит, Ольга М, Женя М, Pig

Может быть это и странно читать, но число разновидностей и типов вестерн седле не уступает – если не превосходит – число разновидностей и типов английских седел. Так же как невозможно купить «просто английское» седло, невозможно купить «просто вестерновое». Во-первых, седла различаются по предназначению. Во-вторых, по размеру. А в-третьих, по качеству материалов и качеству исполнения.

Если разобраться с вопросами предназначения и размеров седла легко, то с вопросом качества материалов и качества исполнения – значительно труднее. До какого-то момента все было довольно просто – когда человеку нужно было седло, он его заказывал или покупал у мастера на ярмарке. Все седла были примерно одного качества - хорошего. Иначе и быть не могло - человек покупал седло один раз в жизни. Седло стоило в пять-шесть раз больше, чем лошадь. Когда лошадь выбрасывала ковбоя из седла и убегала, он орал коллеге «Get my saddle!!!...» (Догони мое седло). Седла делали крепкими и стандартно-удобными. Если сегодня человек сядет в старое седло, то первое, чем он будет поражен, это его удобством. Вторым сюрпризом будет вес. Вестерн седла были очень тяжелыми - 22-25 кг. Но речь тут, конечно, не о весе.

Потом все начало меняться. Появилось поточное производство. Постепенно дошло до того, что появилась возможность делать вестерн седла дешево (в Китае, в Индии, в Пакистане) и продавать подешевле. И на рынке появилось барахло. Чертежи, размер и форма ленчика может быть и правильная, хорошая, но в поиске путей к снижению себестоимости делается масса уступок в ущерб качеству. То есть, седла, их пригодность к эксплуатации, их долговечность сводится к минимуму тем, что продавец (по сути - изготовитель) ручается за седло только на три года. Это в лучшем случае, чаще всего гарантии не дается никакой. При этом он ручается только за ленчик, и только за дефекты в материале или в производстве, грубо говоря – производитель обещает, что ленчик не развалится в первые три года. На деле же все оказывается намного печальнее.

При огромном выборе вестерн седел в Америке и Европе можно подобрать седло не из самых дорогих, но вполне приличного качества. В нашей же стране, где ассортимент вестерн амуниции в принципе бедный, а цены завышены в лучшем случае в два раза, купив седло даже по «достойной» цене, можно получить одну большую проблему. И будет очень большим везением, если «проблема» не окажется спрятанной глубоко внутри...

Таких «проблемных седел» мы видели уже немало. Впервые мы столкнулись с такими сёдлами два года назад, когда к Смиту на ремонт попало седло одного его знакомого. Необходимо было поменять стремена, так как одно сломалось, и, по возможности, доработать седло в лучшую сторону. Вместе со Смитом мы разобрали его и поняли, что никакую модернизацию седла невозможно провести физически ввиду своеобразного строения ленчика. Мы сделали несколько фотографий себе на память, посмеялись дружной кампанией и забыли про это седло…

Через четыре месяца (это был конец лета) к Смиту привезли на ремонт два точно таких же седла. История их такова: они были куплены в начале лета и предназначались для работы в конном туризме. Прослужив сезон, они благополучно развалились…

Мелкие поломки владельцы устраняли на месте, но в итоге у сёдел сломались ленчики. Причём у обоих в одном и том же месте. Выглядело это крайне неприглядно. После этого мы стали обращать внимание на отзывы владельцев сёдел подобного типа – не только наших местных конников, но и в интернете. Был составлен список поломок, которые делятся на поломку ленчика и мелкие поломки. Начнём с мелочей. Их можно предугадать и заранее устранить.

Стремена

Эти стремена надежней
Они сделаны из фанеры и могут рассыпаться во время галопа, когда вы будете опираться на них всем своим весом. Если вам повезло, и стремена оказались крепкими, не стоит обольщаться – вполне возможно их придется поменять всё равно: специфическая российская зимняя обувь (унты и валенки) в них часто не помещается. Поэтому вам придётся сделать выбор: заказать новые стремена, либо заняться увлекательной ездой без них, что в принципе значительно укрепляет посадку.

И ещё одна немаловажная деталь стремени, которая не сразу бросается в глаза - это соединительный болт. Сам по себе он неплохой - длинный и железный. Но, вся беда в том, что он одет в тонкую алюминиевую «рубашку» вместо толстой деревянной (минимум 2,5 см). Отсюда вывод: тонкий болт создаёт максимальную нагрузку на минимальной площади воздействия на путлищном ремне, что приведёт к его быстрому износу и разрыву. И ещё больше этому будут способствовать деформации алюминиевой «рубашки». А уж они себя ждать долго не заставят.

Крепление подпруг

Приструги очень узкие и все четыре почти одинаковой длинны. Поэтому передняя слишком короткая, а задняя слишком длинная. Передние приструги закреплены всего на две дырки, вместо положенных трёх, тоненьким ремешочком из очень тонкой сухой кожи. Это соединение слабо выдерживает нагрузки и рвётся при любом удобном случае. Поэтому его лучше зашить сразу и навсегда.

В особо экзотическом случае на седле могут разогнуться полукольца, причём до полного отделения от седла. Что делать в этом случае, сказать трудно. Самостоятельно исправить подобную неполадку вряд ли удастся.

Основным же неустранимым недостатком подобных седел, конечно же, является кожа. Качество ее очень невысокое. Но это, пожалуй, самый «безобидный» из недостатков такого рода седел.

Теперь о некоторых особенностях конструкции,
которые отличают эти сёдла от правильных.

Соединение канта задней луки и покрышки сиденья в этих сёдлах находится либо сверху покрышки, либо примыкает к ней вплотную. Соединительный винт находится не на своём месте.

соединительный винт вплотную к канту

соединительный винт слишком впереди

правильное положение винта

«Юбка» состоит всего на всего из одного слоя кожи. Это конечно экономно, дёшево, но неправильно. Даже в самом простом американском седле юбка состоит из двух слоёв - пусть иногда один из них картонный, но зато два. Обе половины «юбки» могут быть соединены грубой кожаной шнуровкой, которая может натереть лошади спину, особенно если вы пользуетесь тоненьким «хлопковым вальтрапом» вместо нормального толстого войлочного или многослойного фетрового потника. Ну и, наконец, самая распространенная «ошибка» - между полукольцами отсутствует соединительный ремешок.

Ну а при вскрытии обнаружились следующие недостатки:

правильное крепление

Первым делом в глаза бросились весьма топорные болтовые соединения. Люди, собиравшие их, наверно никогда не видели напильника, так как болты были надпилены, а затем просто обломаны. Торчащие острые края никто не потрудился обработать.

На задней луке внутри канта обнаружился картон. Мелочь, конечно, но неприятно.

Зато порадовал рожок – он оказался отлит из чугуна и имел приличный вес. С таким предметом в кармане можно чувствовать себя уверенно на тёмной улице.

Оснастка, которая прикрепляет полукольцо к ленчику, имеет минимально возможную площадь соединения (см. фото слева), в результате которой нагрузка на ленчик скапливается в двух-трёх точках приложения. Наибольшая нагрузка приходится на переднее левое полукольцо, так как именно на нём происходит вся работа по затягиванию передней подпруги. И если на остальные три кольца приходятся статические нагрузки, то на это идут все динамические нагрузки, связанные с затягиванием подпруги. Именно поэтому поломалось сначала одно седло, а затем второе (см. фотографии справа).

Какое-то время спустя на форуме сайта RideWest.Ru появилась тема о сёдлах. В ней очень подробно и доступно были объяснены и те конструктивные недостатки, которые в этих седлах мы ранее объясняли для себя только словом «неудобно».

Седло «надстроено». Это значит что само сиденье построено так, что почти от самой задней луки оно идет вверх, к передней луке, и соответственно самая нижняя точка сиденья оказывается почти у задней луки. То есть, сдвинуться вперед - занять положение, которое соответствует правильной, «академической» посадке - невозможно. Если вынуть ноги из стремян, то зад немедленно «отлипнет» от задней луки, и всадник окажется в правильной позиции, но сидеть и главное сохранять такое положение при езде будет неудобно - края сиденья начнут давить на внутреннюю часть ног, и на следующий день там будут синяки. Такое седло сажает всадника назад. Сесть в правильную, классическую посадку в нём невозможно еще и потому, что стремена не пустят. Можно попробовать отпустить стремена, чтобы угол, под которым они давят уменьшился, но опять же без некоторого неудобства и неуверенной двухточечной посадки, скорее всего, не обойтись. Путлища прикреплены слишком далеко вперед. Если расслабить ноги, опустить пятку и просто сесть в седло, а не на седло, то в надстроенном седле немедленно оказываешься просто притиснутым к задней луке. А если упереться в стремена, то вообще поползешь по луке наверх, теряя седло, элементарно отделяясь от него. Свои выводы обо всём этом мы решили не выставлять на всеобщее обозрение, а делились с теми людям, которые спрашивали наше мнение об этих сёдлах лично. Более детальное исследование этого ленчика мы не проводили, считая эту тему для себя исчерпанной.

Но некоторое время назад у Смита оказалось ещё одно седло подобного типа. Притом даже классом выше - куплено оно было за приличные деньги в Москве. Через какое-то время за правой лопаткой у лошади стали появляться белые волосы и прощупывались небольшие шишечки. При прощупывании «под седлом» оказалось, что передняя правая часть полки давит сильнее, чем левая. В связи с этим владельцы провели пару несложных тестов, на основании которых можно было предположить, что у седла повело ленчик, и попросили Смита посмотреть, что можно сделать. На первый взгляд седло выглядело приличнее предыдущих «пациентов», по крайней мере кожа у него была качественная. Однако, разобрав седло и хорошенько его рассмотрев, мы пришли к выводу что статья всё таки будет…

Скорее всего, производители данных сёдел учли предыдущие поломки и перенесли передние полукольца с ленчика в «юбку» седла. Для ленчика, конечно, это несомненный плюс. Но все остальные недостатки никуда не делись. Отделив кожаные детали от ленчика, мы обнаружили на нём поперечную трещину. Но и она не являлась причиной деформации седла. И вообще – как оказалось, никакой деформации не было: ленчик сам по себе изначально был кривой! Отлили его так…

Следующее, на что было обращено внимание - это неправильный (неодинаковый) угол наклона полок в передней его части. В результате этого они неравномерно прилегают к спине лошади, из-за чего ленчик вдавливается в спину и доставляет лошади дискомфорт. А если бы еще при этом вилка была не такая высокая, арка опускалась бы вниз и давила на холку. Если бы стеклопластик был прочнее - это могло бы для лошади закончится намного плачевнее.

Что касается трещины. Она появилась из-за того, что полки имеют неправильный угол не только спереди, но и сзади, а также неправильный изгиб всей плоскости. Из-за этого седло лежит на спине лошади как детская игрушка - качалка. При затягивании передней подпруги задняя часть седла перекашивается, поднимается вверх и торчит. Естественно, под весом всадника ленчик идёт на излом. И как результат - трещина в полке. Это, конечно, лучше, чем неприятности со спиной лошади, но и опять же - вы получаете ультрасовременный и модный «гибкий ленчик»…

А теперь давайте будем честными перед собой: перестанем говорить что ленчик «разъехался», а скажем как есть - «сломался». Как выяснилось, совсем не обязательно, чтоб на седле повалялась лошадь. Это может произойти довольно скоро после покупки - даже через полгода нормального использования, и не толпой туристов, а всего одним человеком.

Для чего всё это было написано… Люди, подходите более ответственно к покупке такой важно части амуниции – как седло! Не бросайтесь на кажущуюся дешевизну - она обманчива! Мы не в коем случае не утверждаем, что наши сёдла самые лучшие. При помощи интернета, который «стирает» границы вы можете купить б/у-шные сёдла в магазинах Америки, или, в крайнем случае, съездить за седлом в Европу, только не в Польшу, Финляндию и подобные страны со слабо развитым вестерном. Единственное что – при выборе седла обязательно обращайте внимание как оно подойдет вашей лошади! К сожалению, люди часто готовы потратить больше денег на сапоги, чем на седло. То есть, все прекрасно осознают, что качественная обувь важна, но совершенно отказываются понимать, что лошади тоже необходимы удобства и комфорт.

Так что не жалейте денег на качественную амуницию – она прослужит вам долго и не станет причиной неудобства ни вам, ни вашей лошади.

Спасибо Pig за поддержку и помощь!

Перепечатка статьи полностью или частично без разрешения запрещена.

← В раздел | Вверх ↑

Design © Bestya - 2008 - Make-up © Натали Б.
SpyLOG HotLog META - Украина. Украинская поисковая система кониТОП Лошади и конный спорт