Статья из раздела: О НАС

Седло моей мечты

Автор: Юрий (Смит) Аржанухин

Если разобраться, началось всё с того, что в детстве я ходил на различные конюшни, и там всегда были проблемы с уздечками. Я просто изначально хотел сделать уздечку, прийти на конюшню, показать её конюху, а он дал бы мне лошадь покататься. По мере взросления, где-то лет в 15 я сделал первую уздечку.

После того, как я увидел вестерновые фильмы, меня заинтересовало изготовление седла. Тогда их (фильмов) не очень было много, и все они были киностудии «Дефа» — «Сыновья большой медведицы», «Верная рука» и тому подобное. Штатовских фильмов не было вообще. Ну и в этих фильмах, германских, увидел я впервые эти вот сёдла.

Вначале я думал, что ковбойское седло бывает только одного типа, и предназначено оно для того, чтобы на нём скакать и арканить — и больше ничего. Ну а со временем понял, что их — большое разнообразие, и в каждом штате производят свои, специально приспособленное для местных условий.

Первое седло я изготовил только после армии, хотя и там не терялся, пытаясь смастерить ковбойские стремена. Всё хотелось сделать их тяжёлыми, надёжными и крепкими.

Отслужив, я решил осуществить свою мечту и поехал работать в Казахстан табунщиком. В Советском Союзе в магазинах для лошади простым людям не продавалось ничего, только в Казахстане что-то было: всё-таки страна конная, хотя район от района отличался. Строевик там продавался — стоил 114 рублей. На нём были: национальные стремена, потник кожаный хромовый — в общем неплохое седло, шло в комплекте с уздечкой. По тем временам это было нормально. Хотя обыкновенное кавалерийское седло стоило в пределах 58 рублей.

Первое седло я купил в Казахстане за 85 рублей, кавалерийское, новенькое. Но при заездке дикой табунной лошади оно сломалось: кобыла человека видела только по большим праздникам, а тут на неё седло напялили. Она пару раз прыгнула, да как упала на спину, что седло в лепёшку. От ленчика ничего не осталось — пришлось выкинуть А все кожаные детали я собрал и переставил на казачий ленчик. Хорошо друг помог, а то в той степи трудно было что-либо найти. Так что перелатали то седло и ездили на нём ещё долгое время.

Когда я жил в Казахстане, у меня не было времени заняться изготовлением седел, потому что целые сутки я проводил на коне. Но зато я узнал цену хорошему седлу.

В 1981 году я вернулся в Приморье и устроился работать на конюшню села Воздвиженка, что возле города Уссурийска. Именно там я всерьёз приступил к воплощению своей мечты.

Многие люди, с которыми я общался на конюшне, не верили, что я сделаю ковбойское седло. Смеялись все громко — кроме меня — но только в начале…

…Оно началось с берёзовой развилки и было сделано на базе лавок кавалерийского седла. Конечно, сейчас это выглядело бы смешно, но в то время было большой удачей.

Начать хотелось с передней луки. Для этого я подседлал свою лошадку, поехал в ближайший лес, в сопочку, срубил приличную берёзу с развилкой, уложил на холку лошади (а полено весило килограмм 20). А сам сел, еду, придерживаю этот пенёк. Добрался до конюшни и начал потихонечку ковырять. По мере продвижения работы оно, конечно, легчало, но килограмм 10 оставалось на передней луке.

Этому седлу 15 лет. Ленчик сделан из цельного куска древесины
Этому седлу 15 лет. Ленчик сделан из цельного куска древесины
Каждый заходил и спрашивал, что это будет. Я говорю:

— Ковбойское седло.

— Ковбойское седло? Такое тяжёлое?!

— Так это только передняя лука.

— И это только передняя лука?!

И ведь никто не знал, как оно делается, хотя в голове у меня вырисовывались его черты. То есть, получалось всё равно что скульптору взять большую мраморную глыбу и отсечь всё лишнее. Работу над седлом, как сейчас помню, я закончил в 12 часов ночи. И тут же с товарищем подседлали лучшего жеребца на конюшне да проехались с ветерком. По окончанию поездки я понял, что задняя лука великовата, с утра пораньше взял топор и снёс на мой взгляд лишний кусок — примерно половину.

Первое настоящее ковбойское седло мне довелось увидеть во Владивостокском цирке, на выступлении группы джигитов Нукзаровых. Оно было привезено из Америки. Там во время гастролей они выменяли его на казачье у своего бывшего соотечественника. Я его посмотрел — работа, конечно, впечатляла…

Современный ленчик
Современный ленчик «от Смита»
Поначалу свои сёдла я делал при помощи картинок, и знал всего лишь один размер — расстояние между луками. Приходилось копировать рисунки на большой лист ватмана и вычислять размеры стремени, потника и прочих деталей. Но самое интересное то, что когда я встретил настоящее ковбойское седло и сравнил полученные результаты, все размеры, в общем-то, сошлись, хотя в американских сёдлах тоже есть разнокалиберность — всё зависит от их назначения.

До сегодняшнего дня я сделал не шибко много сёдел — чуть более ста. Но, по крайней мере, если эту кучку сложить в одно место да посмотреть на свою работу, то получится впечатляющая картина. И это несмотря на то, что я занимался ими в свободное от основной работы время. Главная моя задача была — обеспечивать различной упряжью нашу конеферму и спортсменов.

Когда я сделал первое седло, оно мало чем напоминало ковбойское. Самая любимая деталь, которую мне хотелось изготовить, это рожок на седле, чтобы можно было за него схватиться или намотать на него аркан. Ну и в процессе работы над седлом я начал увлекаться ковбойской тематикой.

Как-то я прослышал, что среди художников (в детстве я занимался в изостудии) существует такая байка: если ты копируешь Ван Гога и прочих знаменитостей, надо думать и вести себя как он. И тогда полотно получится. То есть надо воплотиться в образ. И я потихоньку начал втягиваться в роль ковбоя.

Изначально у меня не было цели делать сёдла на заказ. Фактически, на заказ я их и не выполнял. Мне хотелось иметь такое ковбойское седло, с которого можно было бы арканить. И я потихоньку начал практиковался в этом деле: ловить животных — в основном, лошадей. Ну и приучать к этой работе своего коня. Но это очень долгая история, особенно когда не знаешь с чего начать, и не у кого поучиться.

В основном, советовали так: заезжаешь лошадь в стиле выездки, спортивный вариант, и крутишь потом верёвку в любых направлениях. Но поскольку в выездке повод держат двумя руками, а в вестерне одна рука нужна для работы, мне пришлось от этого отказаться и пойти своим путём. На тот момент я считал, что это только мой путь. Я думал, что лошадь надо изначально учить ковбойскому ремеслу, и, в общем-то, оказался прав — мне как-то попалась книжка «Животноводство США». Там было описание работы молодой ковбойской лошади в два года. Если она заезжается под седло, то в течение небольшого времени, в пределах полугода, уже должна знать смену аллюров (шаг, рысь, кентер). Так же её изначально учат заниматься отбивкой коровы от стада, общему послушанию — такие вроде небольшие, но полезные качества. То есть получается, что лошадь сразу вводится в работу со скотом. Во-первых, это более короткий путь, а во вторых — проще сразу научить коня контакту с другими животными, поскольку между собой они довольно быстро находят общий язык. И только после обучения отбивке и преследованию на ней можно арканить.

Одно из сегодняшних сёдел
Мне попадались разные лошади. С молодой шибко много не потребуешь — первое время приходится тренировать ее дыхательную систему, ставить на кентер и проезжать помногу километров потому, что часто до табуна требовуется проехать приличное расстояние.

Многим ребятам, конечно, нравилось, что я там арканю кого-нибудь, они буквально как на шоу усаживались на заборчик и смотрели. Если кто-то помогал мне активно в табуне при работе арканом, я старался их пересаживать с кавалерийского седла на ковбойское — просто делал его человеку.

Потихонечку сёдла у меня трансформировались — то есть изначально знал, что ленчик делают из цельного дерева, это самый древний способ изготовления. Потом мне попались статьи о том, что он может быть сделан из четырёх деталей: передняя, задняя лука, лавки — в общем, всё по отдельности. Я, конечно, знал всё это на примере старинного казачьего седла. После этого я перешёл с цельно выдолбленных ленчиков на составные — они оказались более крепкими и надёжными.

Первоначально мы с моим знакомым Володей Шараповым (сейчас живёт в Екатеринбурге) даже деревянные «каблучки» вытачивали, и они выдерживали на аркане лошадь килограмм до 500 — не ломались. Ленчики тоже из разной древесины делали — то есть шло в ход всё, что было под рукой. Начали с берёзы, потом брали более крепкие породы: дуб, клён, но у них масса большая, хотя древесина очень крепкая. Потом всё-таки вернулся обратно к берёзе. Для меня это оказался самый оптимальный вариант. Кроме того, я видел много старинных сёдел, у которых был берёзовый ленчик.

Один раз я сделал мексиканское седло. Всё хотелось посидеть на этих голых деревяшках. У них же получается один ленчик, который имеет два крыла с пристругами, два стремени и подпруги. Сидишь фактически на голом дереве. От задней луки до передней — сужающаяся щель. Вначале вестерны посмотрел, подумал — вроде неплохой вариант, сделал и даже проездил в нём немало времени — никаких дискомфортных ощущений не испытал. Единственное, зимнее время на морозе не очень удобно сидеть, потому что седло «накаляется» от мороза, в отличие от ковбойского, которое сверху обшито замшей, она защищает и от мороза, и от солнечных лучей, кроме того, всадник меньше скользит.

Довелось мне поездить на разных сёдлах: кавалерийских, спортивных, национальных, типа бурятских и казахских. Последнее чем-то напоминает ковбойское — там даже подпруга подтягивается таким же блочным ремнём. Но что самое интересное — она так же сделана из жилок, до 8 штук. И от севера до юга встречаются несколько разновидностей казахского седла — как и в штатах.

Еще одно из сегодняшних сёдел
Еще одно из сегодняшних сёдел
Поначалу у меня и уздечки-то приличной не было, но постепенно я всё это сшил. Правда, у меня ничего долго не держалось — то дарил кому-нибудь, то выменивал. Вся эта амуниция служила довольно долго. Конечно, бывали поломки, ведь всякие опыты устраивал: прошьёшь простой ниткой или капроновой, хлопчатобумажной. Проверишь в работе — в разных условиях, выдерживают они или нет, вышаркиваются они на лошади или не очень. Я приобрел очень большой жизненный опыт. Дело в том, что если бы я просто сидел в каком-то помещении, шил бы это и не знал, как кожа себя ведёт в различных условиях, где у изделий слабые места... А ведь мне приходилось работать на своей амуниции в табуне сутками, бывало и под дождём.

Шить для себя получалось только по выходным. Раньше я праздники любил только за то, что было время делать ковбойское седло. Три дня никто не мешает. Понятно, что в первый день можно не работать, а всё остальное время трудишься.

Оглядываясь назад, понимаю, что начал делать сёдла по двум причинам: романтические чувства и отсутствие хороших сёдел. Мне, конечно, способствовали разные люди, но особенно много помог Борис Рященко. Он свободно владеет английским, частенько бывал за границей, правда седла он мне привезти не смог, но постоянно добывал мне разную литературу. Не сказать, что это были подробные описания — бери и строй, но все же лучше, чем ничего.

Первое седло было сделано в Приморье в 1981 году. На нём я проездил от силы год, потому что хотелось сделать лучше. Второй вариант был ближе к ковбойскому, а третье уже вообще мало чем отличалось от настоящего. Интерес был дикий.

…Когда я увидел первое ковбойское седло, у меня внутри возникли такие чувства, что… это не передать словами. Это, наверное, сродни тому, когда человек в первый раз влюбился. Я даже не знаю от чего это. Они переполняли душу, сразу же хотелось что-то делать. В начале это приводило в замешательство и только, когда ехал домой, потихонечку приходил в себя.

На сайте RideWest.Ru в разделе СНАРЯЖЕНИЕ - МАСТЕРСКАЯ СМИТА Вы можете подробней узнать об амуниции, которую изготовляет Юрий, а также при желании сделать заказ.

Перепечатка статьи полностью или частично без разрешения запрещена.

← В раздел | Вверх ↑

Design © Bestya - 2008 - Make-up © Натали Б.
SpyLOG HotLog META - Украина. Украинская поисковая система кониТОП Лошади и конный спорт