Статья из раздела: ПОДГОТОВКА К WESTERN TRAIL

Соревнования по трейлу

Автор: Сара Кристи (Sarah Christie) Перевод: Екатерина Ломейко (Sara)

Чемпионское выступление предполагает отличную подготовку
и высокий уровень внимания к деталям.

Соревнования по трейлу выглядят достаточно простыми - в конце концов, вам не нужно вылезать на природу и сражаться там с дикими животными, опасными канавами или поваленными деревьями. Вы выступаете на хорошем, безопасном плацу, на хорошем грунте и преодолеваете придуманные препятствия. И все эти препятствия - мост, жерди, конусы - кажутся такими простыми. Так какой же уровень подготовки требуется для успешного прохождения такого маршрута?

На самом деле, современные схемы трейла предполагают в большей степени технически сложные элементы, и в меньшей - опасные или страшные для лошади, поэтому вам придется продемонстрировать высокий уровень навыков верховой езды, если вы хотите победить. В то время как уровень мастерства ваших соперников может различаться, спортсмены, которые стабильно побеждают, проводят многие часы, оттачивая взаимопонимание с лошадью и доводя до совершенства мелкие детали, на которые многие не обращают внимания, как на несущественные.

Это не значит, что вы не можете приехать на соревнования и увезти домой свою долю наград. Если ваша лошадь обучена базовым элементам, вы можете отполировать свое выступление до чемпионского блеска, следуя советам ЛаРэй Флетчер-Пауэлл (LaRae Fletcher-Powell)

Королева трейла

Выиграв четыре канадских и три национальных чемпионата США по трейлу, ЛаРэй Флетчер-Пауэлл - заметная на международном уровне личность в трейле среди арабских лошадей. Для этого тренера из г. Оберн, штат Вашингтон обычным делом является привезти на соревнования 15 лошадей и увезти обратно большую часть первой десятки призовых мест. Являясь безусловной королевой трейла в арабской породе, как и большинство успешных тренеров, ЛаРэй носит не одну шляпу. Но она не просто меняет Стетсоны на конкурные шлемы. Если она не увозит розетки с соревнований в свой конный клуб, это означает, что она их раздает - в качестве судьи у арабов и аппалуз. Ее двойная карьера дает ей преимущества в обоих направлениях: Как участник соревнований она лучше понимает, как понравиться судье. Как судья, она не только может поставить себя на место участника, но и знает, на что в первую очередь обращать внимание при оценке выступления. Имея такую двойную перспективу, ЛаРэй приобрела очень ценное понимания того, как всадники могут улучшить свои оценки в трейле с помощью мелких, но важных деталей в представлении и выездке лошади. Она знает из первых уст, как эти маленькие нюансы могут выделить из призеров чемпиона соревнований.

Соревнования по трейлу изменились очень сильно с тех пор как ЛаРэй начала выступать в возрасте 6 лет. "Теперь не встретишь столько опасных препятствий, как раньше, потому что сегодня организаторы шоу гораздо сильней озабочены вопросами потенциальной ответственности", говорит она, "Сейчас упор делается больше на техническую сложность маршрута".

Прошли дни качающихся мостиков или медвежьих шкур, которые надо протащить мимо привязанного на веревку козла. Большинство схем трейла даже не предполагают спешивания и залезания обратно в седло. Вместо этого мы видим более сложные нагромождения жердей под трот и лоуп, более узкие коридоры для осаживания и проездов. Арабские шоу, в частности, имеют тенденцию стремиться к максимальной безопасности схем.

Участники арабских шоу имеют возможность пройти маршрут перед началом соревнований. В это время можно задать любые вопросы судье, а также это хорошая возможность оценить грунт, расстояния между жердями, высоту моста, тип петли на воротах и т.п. Также как и в конкурных маршрутах, это помогает устранить некоторые неопределенности.

Международная Ассоциация Арабских Лошадей недавно утвердила единые стандарты судейства соревнований по трейлу на национальном и региональном уровнях, что помогло снизить субъективность оценки. ЛаРэй участвовала в работе комитета, который разрабатывал новые критерии оценок, похожие на оценки в рейнинге: каждая лошадь выходит на маршрут, имея 70 баллов, и получает штрафы за такие ошибки как задевание жерди (-2 балла), сбивание с аллюра (-5 баллов), отказ от препятствия или падение с моста (-10 баллов)1.

Так же как в рейнинге или в выездке, во время соревнований читчик записывает устные комментарии судьи, так что судье не нужно отвлекаться от наблюдения за выступлением. Мелкие помарки, которые можно пропустить при старой системе, теперь более заметны. Как судья, ЛаРэй признает, что новая система позволяет гораздо тщательней оценивать выступление. Как участник соревнований, она понимает, что теперь внимание к деталям становится еще более важным. Теперь как никогда, каждый балл на счету.

Шлифуем выступление

Итак, как же заработать максимум баллов, создавая впечатление безупречной чемпионской езды? Обратите внимание на советы, которые дает ЛаРэй, проходя схему трейла.

Мост. Независимо от того, сколько вы готовитесь к этому препятствию дома, мост на соревнованиях будет выглядеть, звучать и пахнуть по-другому. Поэтому очень важно, чтобы лошадь демонстрировала желание двигаться вперед, даже если впереди ее ждет нечто подозрительное. "Лошадь должна быть готова поверить вам на слово", говорит ЛаРэй. "Шаг назад считается отказом, поэтому движение вперед очень важно. Мои лошади знают - если я прошу их двигаться, им же будет лучше, если они это сделают".

Однако это не значит, что судья хочет видеть лошадь, которая тупо бредет вперед, не интересуясь окрестностями. На маршруте все еще можно получить несколько положительных субъективных баллов за стиль и выражение лица. "Я хочу видеть лошадь, которая показывает интерес, но не волнение", говорит ЛаРэй. "Уши лошади направлены вперед, она смотрит, куда идет, и идет с желанием".

Но и лошадь, которая бросается на мост как в омут, будет иметь проблемы. "Вам нужно подойти расчетливо и неторопливо, не быстро - так, чтобы лошадь успела заметить и оценить наклон или подъем моста", объясняет ЛаРэй. Если лошадь слишком торопится, многие всадники останавливаются перед тем, как попросить ее шагнуть на мост. Однако, если остановка не предусмотрена в схеме, ЛаРэй считает это низкопробным мухлеванием и относится к нему очень строго. "Как судью, меня очень раздражает смотреть, как они стоят там и выжидают", говорит ЛаРэй. "Как участник соревнований, я знаю, зачем они это делают, но на маршруте нужно показывать ровный ритм, а не рваное движение с остановками".

Лошадь, которая не обращает внимания на мост, может споткнуться, поскользнуться, оступиться или вообще упасть с моста. В трейле это - непростительная ошибка.

"Если вы падаете с моста, вы умерли", комментирует ЛаРэй. И она имеет это в виду как в переносном смысле, в плане оценки маршрута на соревнованиях, так и в реальности, когда такая ошибка может стоить всаднику жизни. "Если вы понимаете, откуда исторически взялись препятствия трейла, очень сложно оправдать высокие оценки после такой ошибки".

Осаживание. Лошадь, которая осаживает легко и двигается от ноги, не должна иметь проблем с этим элементом трейла, но ЛаРэй видит, что очень многие всадники слишком волнуются по поводу этого базового препятствия. "Люди сами создают себе проблемы, слишком нервничая на осаживании", говорит она. "Лошади передается это волнение, и она тоже начинает нервничать. Всадник начинает давать слишком сильные команды, от чего круп лошади вертится как будто крутит хула-хуп, раскачиваясь вправо и влево с каждым шагом.

Ключ к чистому осаживанию - выровнять лошадь перед началом препятствия, потом дать ей устаканиться несколько секунд, прежде чем просить осаживание. Просите маленькие, точные шаги. ЛаРэй предупреждает, что самая распространенная ошибка при осаживании - это когда всадник оборачивается и наклоняется, чтобы посмотреть на жерди, во время осаживания. Это сбивает лошадь с равновесия, и в итоге лошадь идет туда, куда смотрит всадник. "Если вы чувствуете, что надо непременно посмотреть на жерди, сначала остановите лошадь, посмотрите, потом просите осаживать дальше. Но и в этом случае это должен быть только быстрый взгляд".

Сайдпасс. Сайдпасс в схеме может быть совмещен с осаживанием или быть отдельным препятствием. В любом случае важно, чтобы жердь все время находилась между каблуком всадника и задней подпругой. В отличие от осаживания, во время сайдпасса смотреть вниз необходимо, но ЛаРэй предупреждает, что смотреть надо туда, куда вы идете, а не туда, откуда пришли. "Я не понимаю, зачем люди это делают, но это верный способ задеть жердь", говорит ЛаРэй.

Судьи хотят увидеть плавное, ровное движение вбок, с хорошим перекрестом ног. Однако, иногда препятствие не допускает таких движений. Например, если вы делаете сайдпасс над одной из сторон квадрата или жердью коридора для осаживания, с другими элементами схемы, расположенными достаточно близко, необходима несколько бОльшая точность. "Более компактные препятствия требуют более мелких шагов, поэтому лошадь должна знать, как делать сайдпасс, не перекрещивая ног", объясняет ЛаРэй. "В этом случае лошадь должна быть более осторожной и двигаться более медленно - но это не должно занимать у нее целую вечность".

Ворота. "Большинство лошадей хорошо справляются с этим препятствием, поэтому получить дополнительные баллы тут достаточно сложно", говорит ЛаРэй. "Поэтому здесь приходится прибегать к шоу. Как судья, на этом препятствии я выделяю кандидатов на победу". Стратегия ЛаРэй заключается в том, чтобы использовать ворота как показатель того, насколько действительно выезжена и послушна лошадь. Ее первое движение - это два-три шага сайдпассом к воротам. Это выглядит немного более классно, чем простой подход.

Далее, она старается как можно более очевидно показать, что лошадь действительно стоит спокойно и ждет, пока она откроет ворота. "Как судье, мне очень не нравится, когда лошадь суетится, пока всадник открывает ворота, потому что на многих ранчо вам для этого нужны обе руки, и вы не можете еще и держать лошадь, чтобы она стояла".

После того как ворота открыты, ЛаРэй проходит их способом, обозначенным в схеме - открывая их от себя или на себя, проходя в ворота передом или задом. При этом она очень аккуратно открывает ворота чуть шире, чем необходимо, чтобы лошадь прошла, ничего не задев. После того, как ворота закрыты, она отходит от них сайдпассом. "Это выглядит немного более аккуратно", объясняет она, "и лошадь в этом случае точно не заденет стойку ворот крупом, отходя от них".

Конусы. Рысь серпантином вокруг конусов или стоек - это один из наиболее легких элементов схемы, но именно по этой причине люди уделяют этому элементу мало внимания на тренировках, вследствие чего теряют баллы. Основные ошибки, которые ЛаРэй видит у спортсменов, состоят в том, что всадник забывает о сборе лошади, увлекшись рулением по серпантину, либо лошадь сбивается с аллюра в результате слишком резких поворотов. "Не надо рулить слишком усердно", предупреждает она. "Держите лошадь на очень медленном и собранном джоге, тогда серпантин будет выглядеть очень хорошо. Если лошадь растягивается, ей будет намного сложнее пройти серпантин".

Еще один способ получить дополнительные баллы на серпантине - это делать круглые повороты вместо того, чтобы мотать прямую как палка лошадь влево-вправо. "Плечи лошади должны оставаться расслабленными, чтобы вы могли попросить лошадь немного огибать конусы", говорит ЛаРэй. "Это выглядит несколько более симпатично и показывает более высокий уровень подготовки".

Жерди. Жерди могут лежать на земле или быть приподнятыми и лежать ближе друг к другу для шага и джога или дальше - для лоупа. Легкое задевание жерди обычно штрафуется не очень сильно, но вот за сбивание или сдвиг жерди можно получить более серьезный штраф. ЛаРэй говорит, что ей нравится, когда лошадь проходит жерди шагом или джогом на свободном поводу, как будто ей не требуется слишком много управления. Жерди на лоупе требуют большего сбора, поэтому тут нужен легкий контакт.

"Здесь обычно сразу и выделяются победители и аутсайдеры", говорит ЛаРэй. "Жерди на лоупе сейчас становятся все более технически сложными. Часто встречаются жерди, положенные веером, где необходимо очень тщательно выбирать место прохождения, соответствующее длине темпа лошади. В противном случае вы заденете жерди. Есть также элементы, где приходится проходить жерди по кругу. Нужно очень хорошее чувство времени и высшая управляемость лошади".

Чтобы успешно преодолевать жерди на лоупе, необходимо уметь рассчитывать длину шага лошади. Если жерди расположены веером, лошадь с более коротким темпом лоупа должна проходить их там, где расстояние между жердями меньше. Лошадь с более широким темпом лоупа должны держаться ближе к внешнему краю препятствия. Здесь очень помогает конкурный опыт, потому что очень важно видеть расчет. Подход к препятствию очень важен. Если первая жердь пройдена чисто, дальше всаднику остается только сидеть, не мешая лошади, и направлять ее по дальнейшему маршруту. Если подход просчитан плохо, то лошадь вынуждена темпить, делать лишний темп, менять ногу или задеть жердь.

Чтобы помочь своим ученикам осознать, насколько важно уметь оценивать длину темпа лошади, ЛаРэй просит их проходить жерди лоупом без лошади.

Хороший способ научиться определять длину темпа лошади - это много практиковаться дома. Считайте темпы, галопируя через одну лежащую на земле жердь. Начинайте считать за два темпа до жерди и постепенно увеличивайте дистанцию до четырех, пяти, шести темпов. Когда вы сможете более-менее аккуратно предсказывать, сколько темпов осталось до жерди, вы сможете корректировать длину темпа, чтобы каждый раз проходить жерди чисто.

Сумма частей

Что привлекает в трейле - это то, что схемы на соревнованиях никогда не повторяются. Однако, базовые элементы тренировок всегда одни и те же. Практика, хладнокровие и внимание к деталям могут определить разницу между "тоже участвовал" и звездой соревнований.


1 Данная система штрафов относится только к Ассоциации Арабских Лошадей.

Оригинальный текст статьи размещен на сайте www.horsecity.com. Перепечатка перевода полностью или частично без разрешения запрещена.

← В раздел | Вверх ↑

Design © Bestya - 2008 - Make-up © Натали Б.
SpyLOG HotLog META - Украина. Украинская поисковая система кониТОП Лошади и конный спорт